муниципальное общеобразовательное учреждение | «Шумиловская средняя общеобразовательная школа» имени Смирновой Валентины Васильевны |
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15% от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей — до 12 лет, и подростков — от 12 до 16 лет.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей — это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших — 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 — от 14 до 16 лет.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи в рамках программы:
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конвенция «О правах ребенка».
4. Правила дорожного движения (ПДД).
5. Устав школы.
6. Учебный план.
7. Учебные программы.
8. Положение об отряде ЮИД (юных инспекторов движения).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт.
10. Планы воспитательной работы.
11. Методические рекомендации по курс ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
12. Учебники по «ОБЖ», «Правила дорожного движения», материалы газеты «Добрая дорога детства».
13. Планы работы с родителями, график общешкольных и классных родительских собраний.
14. Методические разработки внеклассных общешкольных и классных мероприятий.
15. Разработки диагностических материалов по контролю знаний ПДД.
16. Дидактический материал для уроков с элементами ПДД.
Управленческая деятельность по кадровому обеспечению
1. Анализ кадрового обеспечения.
2. Анализ кадров координирующих деятельность по профилактике детского дорожного транспортного травматизма.
3. Привлечение работников ГИБДД.
4. Привлечение родителей работающих в ОВД, ГИБДД, ВОА.
5. Поощрение педагогов, успешно внедряющих программу деятельности образовательного учреждения по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению
1. Создание банка данных:
- Разработка уроков.
- Лекции и беседы для родителей.
- Лекции и беседы для детей.
- Внеклассных мероприятий.
2. Сбор текущей информации:
- О результатах тестов, творческих работ.
- О посещении уроков, занятий, внеклассных мероприятий
3. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
4. Работа школьных методических объединений
5. Контроль за проведением уроков по ОБЖ, внеклассных мероприятий.
6. Проведение контрольных срезов, тестов.
7. Проверка документации учителей — предметников, классных руководителей.
8. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).
9. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
10. Систематическое оформление информационного стенда.
Экспертное обеспечение
1.Анализ состояния дорожных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в школе.
2.Анализ воспитательных мероприятий по профилактике ПДД.
Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток — это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
1 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Город, район, в котором мы живем.
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
Содержание:
- дорога в школу и домой;
- экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
- обсуждение на маршруте и после возвращения — в классе наиболее опасных мест пути;
- зачем нужны Правила дорожного движения?
- когда они появились и какую пользу приносят?
- опасности, которые несет транспорт человеку;
Занятие 2.
Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные — безопасные и неправильные — опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке — тетради.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Какие опасности возникают на улицах и дорогах?
Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.
Цель занятия: дать первоклассникам новое понятие — «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Содержание:
Игры «Светофор», «Водители и пешеходы».
Занятие 5.
Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Содержание:
Игра «Водители и пешеходы.
Занятие 6.
Тема: Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми терминами; сформировать чувство предвидения опасности, закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Пешеходный переход. Что такое перекресток?
Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Содержание:
Игра «Пешеходный переход».
Занятие 8.
Тема: Что означают дорожные знаки.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Заключительное занятие по пройденному материалу.
Цель занятия: провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. Обратить внимание на нарушителей правил перехода улиц и дорог, объяснить, какой опасности они подвергают свою жизнь и окружающих. Убедить первоклассников в необходимости правопослушного поведения.
Содержание:
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Итоговое тестирование для 1 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
3. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
5. Кому нужны дорожные знаки?
6. Где должны ходить пешеходы в городе?
7. Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин?
8. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход
9. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?
10. Какой сигнал светофора разрешает движение?
11. Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?
12. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься
2 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Цель занятия: расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: История появления автомобиля и правил дорожного движения.
Цель занятия: развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ППД обязанностей пешеходов и пассажиров.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах? Что такое Госавтоинспекция?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; ознакомить учащихся с терминами «Госавтоинспекция» и «ДПС»; разъяснить значимость работы в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.
Содержание:
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 4.
Тема: Сигналы для регулирования движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с историей появления светофора, научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения, воспитывать ответственность, дисциплинированность и культуру поведения.
Содержание:
Игра «Пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и во дворах (езда на велосипеде); добиваться понимания, осознания и осмысления символов — схематичных обозначений на дорожных знаках. Доработка (переработка) маршрута из дома в школу и из школы домой, с учетом полученных знаний, обозначение знаков и сигналов на маршруте.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Правила перехода перекрестка.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о перекрестке, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. Научить безопасному поведению на перекрестке.
Содержание:
Игра «Перекресток».
Занятие 8.
Тема: Мы — пассажиры.
Цель занятия: воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте.
Содержание:
Игра «Мы — пассажиры».
Занятие 9.
Тема: Экскурсия: «Я пешеход и пассажир»
Цель занятия: обратить внимание на ДПС и патрульный автомобиль (по возможности), провести опрос о задачах несения службы, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения учащихся, осудить опасное поведение пешеходов-нарушителей, показать учащимся светофоры транспортные и пешеходные, разметку на проезжей части дорог, перейти на противоположную сторону проезжей части с соблюдением правил перехода, на остановке понаблюдать, как выходят и входят пассажиры, как они переходят на противоположную сторону дороги, как они обходят стоящий транспорт (спереди или сзади), показать посадочную площадку трамвая, понаблюдать как пассажиры входят и выходят из трамвая, проехать на маршрутном транспорте, соблюдая правила культуры поведения.
Содержание:
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Итоговое тестирование для 2 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
2. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
3. На загородных дорогах нет тротуаров. По какой обочине дороги безопасней идти?
4. Что является самым опасным в дорожных «ловушках»?
5. Какое первое правило безопасного поведения?
6. В каком случае автомобиль может стать опасным для пешехода?
7. Кому нужны дорожные знаки?
8. Как выглядят предупреждающие знаки?
9. Как выглядят запрещающие знаки?
10. Для чего нужна дорожная разметка?
11. Кто отвечает за порядок на дороге?
12. Если при работающем светофоре на перекрестке стоит регулировщик, то кому необходимо подчиняться при переходе дороги?
3 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.
Цель занятия: расширить знания о светофоре и дорожных знаках, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
Игра «Перекресток».
Занятие 4.
Тема: Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
Цель занятия: сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку.
Содержание:
Игры «Водители и пешеходы», «В гостях у доктора Айболита».
Занятие 5.
Тема: Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах?
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность восприятия окружающей среды; дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Правила езды на велосипеде.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров.
Цель занятия: воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Я — пешеход. Экскурсия.
Цель занятия: показать учащимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор, с ними материал о переходе железнодорожных путей, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Итоговое тестирование для 3 класса:
1. Что такое улица?
2. Почему, переходя улицу, вначале необходимо смотреть налево, а затем направо?
3. Почему улицу или дорогу безопаснее переходить по прямой?
4. Почему железную дорогу необходимо переходить еще осторожнее, чем автомобильную?
5. Что необходимо вначале сделать пассажиру автобуса, если в салоне начался пожар?
6. Когда можно переходить железнодорожные пути по регулируемому переезду?
7. При переходе через дорогу по регулируемому переходу, когда зажжется зеленый сигнал светофора и все машины остановились, надо:
8. Где безопаснее ждать зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу?
9. Как нужно входить в общественный транспорт?
10. Почему, ожидая поезда в метро, опасно стоять близко к краю платформы?
11. Почему необходимо держаться за поручни при поездках в общественном транспорте?
12. По какому телефону можно вызвать сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)?
4 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Цель занятия: сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; объяснить, что такое остановочный и тормозной путь автомобиля; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Дорожная разметка.
Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием «Дорожная разметка», её виды.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные — опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке — тетради.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Что надо знать о перекрестках?
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2–3 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
Игра «Перекресток».
Занятие 5.
Тема: Когда ты становишься водителем.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ними безопасности окружающих.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для велосипедистов, научить понимать их для правильной ориентации на улице.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)
Цель занятия: ознакомить учащихся с терминами «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
Игра «Помощники доктора Пилюлькина».
Занятие 9.
Тема: Итоговое занятие по разделу.
Цель занятия: показать учащимся оборудованный городок ГИБДД, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Итоговое тестирование для 4 класса:
1. Что необходимо сделать во время аварии, чтобы уменьшить тяжесть возможных травм?
2. Что необходимо делать после дорожно-транспортного происшествия?
3. Для чего нужна дорожная разметка?
4. В каком случае дети могут стать водителями?
5. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по дороге?
6. Каким образом велосипедист может возить пассажиров?
7. Чем опасна плохая погода для пешехода?
8. С какой стороны надо обходить стоящую у обочины машину?
9. Что обязательно должен иметь сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС)?
11. Что надо проверить перед поездкой на велосипеде?
12. Как надо вести себя, если запрещающий сигнал светофора застал вас на середине проезжей части?
К концу года дети должны:
знать:
уметь:
5 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Улицы и движение в нашем городе
Цель занятия: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе/селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство»).
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Цель занятия: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Правила пользования транспортом.
Цель занятия: научить учащихся пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Основные понятия и термины ПДД.
Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Элементы улиц и дорог.
Цель занятия: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге.
Цель занятия: дать понятие дорожной ситуации — «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: На железной дороге.
Цель занятия: научить учащихся пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Езда на велосипеде.
Цель занятия: научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).
Цель занятия: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах. Дать понятие потере сознания (обмороку). Научить оказанию первой медицинской помощи при потере сознания (обмороке).
Содержание:
6 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Причины ДТП.
Цель занятия: сформировать четкое представление о причинах дорожно-транспортных происшествий.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Где и как переходить улицу?
Цель занятия: научить правильно переходить улицу на практике. Закрепить знания причин дорожно-транспортных происшествий.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Перекрестки и их виды.
Цель занятия: дать понятие о перекрестке и его видах. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации — «ловушки» могут подстерегать пешехода.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Цель занятия: дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Знаки для пешеходов и для водителей.
Цель занятия: научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки на практике.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Движение транспортных средств.
Цель занятия: дать понятие о скорости движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Движение по загородным (сельским) дорогам.
Цель занятия: дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Цель занятия: закрепить знания элементарных правил велосипедистов. Дать понятия о порядке движения на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и маневрирования, о технических требованиях к велосипеду
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Правила для роллинга.
Цель занятия: научить ребят правильно выбирать роликовые коньки, кататься на них. Закрепить элементарные правила на практике.
Содержание:
Занятие 10.
Тема: Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм).
Цель занятия: дать понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; дать представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить быстрому оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
7 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Как мы знаем ПДД.
Цель занятия: вспомнить правила дорожного движения; способствовать
развитию умения видеть на дороге ситуации — «ловушки», научить
решать дорожные задачи.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Дорожные «ловушки».
Цель занятия: закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации — «ловушки».
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Поведение участников и очевидцев ДТП.
Цель занятия: научить правильному поведению при ДТП; закрепить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Светофоры для пешеходов.
Цель занятия: закрепить знания о светофоре, его значении, разновидностях, выделив светофоры для пешеходов.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Сигналы регулировщика.
Цель занятия: закрепить знания методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
Цель занятия: изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание.
Цель занятия: расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении; научить самостоятельно ухаживать за велосипедом (т. е. техническому обслуживанию).
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Движение велосипедистов группами. Велоэстафета.
Цель занятия: проверить практические навыки учащихся; рассказать о правилах движения велосипедистов группами, о действиях руководителя группы (колонны).
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Правила наложения жгута.
Цель занятия: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, правилам наложения жгута.
Содержание:
Занятие 10.
Тема: Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП.
Цель занятия: дать понятие травматического шока. Научить способам переноски пострадавших в ДТП.
Содержание:
8 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: История дорожных знаков.
Цель занятия: познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Разметка проезжей части улиц и дорог.
Цель занятия: дать понятия о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и ориентироваться в движении.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Цель занятия: выучить правила для пешеходов; научиться правильно пользоваться ими.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.
Цель занятия: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Цель занятия: объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Цель занятия: дать понятие об остановочном пути автомобиля.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Велосипед с подвесным двигателем и мопед.
Цель занятия: ознакомить с устройством велосипеда с подвесным двигателем и мопеда и их техническим обслуживанием. Выучить правила пользования и дополнительные требования к движению мопедов.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Цель занятия: закрепить знания правил пользования пассажирским транспортом, дать представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как о крайней необходимости.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Пассажиром быть не просто.
Цель занятия: закрепить знания обязанностей пассажиров и правил поведения на транспорте.
Содержание:
Занятие 10.
Тема: Оказание первой медицинской помощи при черепно — мозговых травмах, полученных в ДТП.
Цель занятия: объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
9 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Ответственность за нарушения ПДД.
Цель занятия: четко усвоить, что ПДД — это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Ученики обязаны знать не только свои права и обязанности как участников дорожного движения, но и к каким последствиям может привести их нарушение.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Цель занятия: рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Правила дорожного движения и история их создания.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей создания ПДД, проверить знания действующих ПДД.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Перевозка грузов.
Цель занятия: пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные задачи.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Предупредительные сигналы водителей.
Цель занятия: дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их значении; показать значение предупредительных сигналов водителей как необходимое условие безопасности дорожного движения.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях.
Цель занятия: объяснить все возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. Закрепить знание о дорожных знаках, предупреждающих о подобных опасностях. Научить решать дорожные задачи.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Цель занятия: объяснить значение различных специальных сигналов; научить пользоваться ими.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Оказание первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП.
Цель занятия: Рассказать о психологическом состояния лиц, пострадавших в ДТП и научить оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Контрольная работа (зачёт) по ПДД.
Цель занятия: проверить знания, полученные по всему курсу Правил дорожного движения.
Содержание:
10 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.
Цель занятия: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: Правила дорожного движения и дорожные знаки история их создания.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей создания ПДД и дорожных знаков, проверить знания действующих ПДД.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Способы регулирования движения. Светофор, дорожные знаки регулировщик, дорожная разметка.
Цель занятия: дать понятия о способах регулирования дорожного движения, вертикальной и горизонтальной разметке и се значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и сигналами регулировщика.
Содержание:
Занятие 4.
Тема: Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Цель занятия: дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и нарушение ПДД.
Цель занятия: четко усвоить, что ПДД — это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Ученики обязаны знать не только свои права и обязанности как участников дорожного движения, но и к каким последствиям может привести их нарушение
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Цель занятия: выучить правила для пешеходов; научиться правильно пользоваться ими.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда их снаряжение и техническое обслуживание.
Цель занятия: расширить знания учеников о велосипеде с подвесным двигателем, мопеде их устройство, снаряжение; научить самостоятельно ухаживать за велосипедом с подвесным двигателем, мопеде (т. е. техническому обслуживанию).
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Цель занятия: объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Цель занятия: напомнить о видах травм и закрепить знания по оказанию первой медицинской помощи при травмах опорно — двигательного аппарата.
Содержание:
Занятие 10.
Тема: Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, ожогах, черепно-мозговых травмах, переломах.
Цель занятия: объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
11 класс (10 часов)
Занятие 1.
Тема: Изменения, внесенные в 2007 году в кодекс РФ об административных правонарушениях.
Цель занятия: ознакомить с последними изменениями, внесенными в 2007 году.
Содержание:
Занятие 2.
Тема: История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Цель занятия: рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание:
Занятие 3.
Тема: Движение по загородным (сельским) дорогам.
Цель занятия: дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
Содержание:
дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
Занятие 4.
Тема: Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере.
Цель занятия: изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
Содержание:
Занятие 5.
Тема: Правила перевозки грузов.
Цель занятия: пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные задачи.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях.
Цель занятия: объяснить все возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. Закрепить знание о дорожных знаках, предупреждающих о подобных опасностях. Научить решать дорожные задачи.
Содержание:
Занятие 7.
Тема: Движение транспортных средств.
Цель занятия: дать понятие о скорости и интенсивности движения транспорта; воспитывать чувство взаимоуважения водителя и пешехода.
Содержание:
Занятие 8.
Тема: Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Цель занятия: дать понятие об остановочном пути автомобиля.
Содержание:
Занятие 9.
Тема: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца.
Цель занятия: объяснить тяжесть состояния при данных заболеваниях и тяжесть их последствий, рассказать об их симптомах и научить оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
Занятие 10.
Тема: Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.
Цель занятия: объяснить тяжесть травм в области таза, позвоночника и их последствия, рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить оказанию первой медицинской помощи.
Содержание:
Тематические классные часы по ПДД
для классных руководителей
1 класс
1.Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой».
2.Знакомство с правилами ДД.
3.Знакомство с дорожными знаками.
4.«Самый главный на дороге — это дядя Светофор!». Конкурс рисунков.
5.Конкурс загадок «Знаки на дорогах нам в пути помогут».
6.Осторожно — гололед!
7.Праздник «Красный. Желтый. Зеленый».
2 класс
1.Викторина «Вопросы дядюшки Светофора».
2.Сигналы регулировщика.
3.Конкурс рисунков «Зима. Дорога. Опасность».
4.Конкурс сочинений «Самые нужные правила».
5.Брейн — ринг «Правила дорожного движения».
3 класс
1.Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам: Уходя из дома, помните…».
2.Викторина «Аукцион знаков»
3.Конкурс на лучший рекламный ролик «Соблюдай ПДД, а то…».
4.Беседа с учащимися по правилам для велосипедистов.
5.Конкурс «Знайка ПДД»
4 класс
1.Конкурс — игра «Дисциплинированный пешеход. Лучший инспектор. Осторожный водитель».
2.Конкурс обращений-памяток «Водитель, садясь за руль, помните».
3.Урок творчества «Новый знак ПДД». Защита предложенных знаков.
4.Вернисаж «Транспорт. Улица. Я».
5.Итоговая викторина «Будущий инспектор ГИБДД».
5 класс
1.Викторина «Светофор».
2.Беседа об основных правилах для велосипедистов.
3.Урок творчества «Сказка о дорожных знаках».
4.Зимние игры и ваша безопасность.
5.Встреча — беседа с папами — водителями « Мужская работа».
6.Мероприятий с родителями «На улице — не в комнате, об этом всегда помните!»
6 класс
1.Викторина по ПДД
2.Изучение правил ДД для велосипедистов, оказания первой медицинской помощи.
3.История дорожного движения.
4.Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».
5.Экология и автомобиль. Диспут.
6.Беседа «Ролики, скейтборды и дорога».
7.Беседа «У дорожных правил каникул нет».
8.Конкурс листовок «Памятка школьнику: безопасная жизнь в твоих руках».
7 класс
1.Мероприятие «Берегись автомобиля».
2.Беседа «Скутер — опасность для жизни школьника».
3.Конкурс девизов, призывов по пропаганде ПДД.
4.Беседа «Ответственность за нарушение ПДД».
5.Брейн — ринг по ПДД.
6.Беседа «Оказание первой медицинской помощи при ДТП».
7.Акция «Проверим свой велосипед».
8 класс
1.Тест «Правила пешеходов. Все ли мы знаем?»
2.Тест «Правила пассажиров. Все ли мы знаем?»
3.Акция «Поможем малышам на дорогах» в рамках программы «Дети — детям».
4.Беседа «Как вести себя при ДТП».
5.Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД».
6.Творческий проект «Пропаганда ПДД».
7.Творческий проект «Безопасный город будущего».
8.Тест «Мы — велосипедисты. Все ли мы знаем?»
9 класс
1.Беседа «Мотоциклист на дороге».
2.Конкурс листовок «Молодежь за безопасность на дороге».
3.КВН «О ПДД: и в шутку, всерьез».
4.Беседа «Дорожная разметка».
5.Выпуск фотогазеты «Это — опасно!»
6.Конкурс «Эрудит по ПДД».
7.Беседа «Водители и пешеходы. Будьте взаимовежливы».
10 — 11 класс
1.Беседа «ПДД — закон улиц и дорог».
2.Конкурс проектов «Как сделать дороги безопасными».
3.Тест «Знатоки законодательства».
4.Беседа «Соблюдение ПДД — обязанность каждого гражданина».
5.Брейн-ринг «Автоклуб».
6.Беседа «Значение автомобильного транспорта для экономики страны».
7.Беседа для учащихся младших классов «Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте ПДД!» в рамках программы «Дети — детям!»
8.Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. № 86-ФЗ.)
Игра «Автоинспектор и водители»
В игре участвуют 5–6 человек.
На площадке для игры проводятся мелом 4–5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны удостоверений водителей (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у водителя — нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезает уголок прав водителя) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, а автоинспектор — водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав водителя и включаются в игру.
Игра «ДА или НЕТ»
Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: « Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), отвечать отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»). Можно также поощрять справившихся жетонами и в конце игры посчитать, у кого больше всего набрано жетонов.
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображением дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с той же картинкой. Пары становятся в круг.
Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает дорожный знак.
Игра «Перекресток»
Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети делятся на две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
Задачи Пети Светофорова
ЗАДАЧА 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы …
Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясни.
ЗАДАЧА 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает _______. То зелёным светом моргнёт, то красным сияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.
ЗАДАЧА 3. Однажды Петя Светофоров переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?
Расскажи о правилах перехода регулируемых перекрёстков.
ЗАДАЧА 4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом — жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался»,— подумали школьники.
Как ты думаешь, что случилось со светофором?
ЗАДАЧА 5. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрёстку, поблёскивая маячком, быстро двигался автомобиль ГАИ, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный свет светофора, а продолжила движение вперёд. За ней двигалась вереница автобусов.
Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГАИ не остановился на красный сигнал светофора?
Каким ещё автомобилям разрешено двигаться на красный свет?
Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?
ЗАДАЧА 6. Под утро приснился Феде сон, будто бы в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем один за другим вошли дорожные знаки.
- Вы что, живые? — удивился мальчик.— А я тебя знаю,— сказал Федя дорожному знаку «Пешеходный переход»,— ты помогаешь мне перейти проезжую часть по дороге в школу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!
- Ну, это просто,— заговорили разом все знаки.— Во-первых, мы делимся на группы. А на некоторых всё написано и нарисовано.
И тут зазвенел будильник и Федя проснулся.
На сколько групп делятся дорожные знаки? Назови их.
ЗАДАЧА 7. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки рядом — у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и — помчался вниз! … Но вдруг из-за поворота выскочила машина.
Как ты думаешь, что могло случиться?
Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?
ЗАДАЧА 8. Шёл Петя как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Петя сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»
Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами? Как автомобиль «сказал» о повороте?
ЗАДАЧА 9. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая: Какой островок находится на суше?
ЗАДАЧА 10. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлёкся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним…
Что может случиться с Федей?
Скажи, где можно играть с мячом?
Вопросы, ответы на которые вызывают у детей затруднения:
- «Положение регулировщика, соответствующее желтому мигающему сигналу светофора» — «Обеспечивает ли зеленый сигнал светофора гарантию безопасного перехода? Почему?»
- «Разрешается ли переходить проезжую часть дороги в местах, где установлены дорожные знаки: «пешеходная дорожка» или «дети?»
- «На всех ли дорогах велосипедисту разрешается совершать левый поворот? Почему?»
- «При каком дорожном знаке разрешается одновременное движение пешеходов и велосипедистов?»
- «Какие правила поведения необходимо выполнять, находясь на тротуаре?»
- «В каком месте пешеход должен перейти проезжую часть дороги: где стационарно обустроен пешеходный переход или установлен временный дорожный знак «пешеходный переход» на стойке?»
- « Какие условия, обеспечивающие безопасность, необходимо выполнять при переходе проезжей части дорог с односторонним и двусторонним движением транспорта и почему?»
- «Какой путь называется «тормозным?»;
- « … как обойти стоящий транспорт…?»;
- «Чем опасен стоящий транспорт…?»;
- « Что означают эти дорожные разметки?» (предложены дорожные разметки регулируемого и нерегулируемого пешеходных переходов);
- «Что такое «Зона видимости»?»;
- «Чем опасен стоящий у края проезжей части транспорт и влияет ли он на «остановочный путь»?
- «Назовите места (участки) на проезжей части дороги, гарантирующие пешеходу безопасность».
- «Какая разница в правилах перехода проезжей части дорог, имеющих разделительную линию или разделительную полосу?»
- «Что означает желтый мигающий сигнал светофора (светофор работает в режиме мигания желтым сигналом?»,
- «…разделительная линия, разделительная полоса…»
- «Разрешается ли переходить проезжую часть дороги в местах, где установлен дорожный знак «пешеходная дорожка», или «дети»?»
- «Как называется участник дорожного движения, находящийся на велосипеде?»
- «Что запрещено пассажиру?»
- «Чем отличается «остановочный путь» от «тормозного»? Какое расстояние, пройденное автомашиной, при этом больше?»
- «Почему опасно отвлекаться (играть) в зоне остановки общественного транспорта? почему?»
- «Чем опасен стоящий транспорт (для пешеходов)?»
- «Желтый сигнал светофора разрешает или запрещает движение?»
- «Почему опасно входить в переполненный пассажирами транспорт?»
- «Разрешается ли переходить проезжую часть дороги при отсутствии обозначенных пешеходных переходов?»
- «На всех ли дорогах велосипедисту разрешается совершать левый поворот?»
- «При каком дорожном знаке разрешается одновременное движение пешеходов и велосипедистов?»
- «Знаете ли вы дорожные знаки, которыми обустраивают пешеходный переход, пешеходную дорожку?»
- «Что делит дорогу на несколько проезжих частей?»
- «…разница между разделительной полосой и разделительной линией…»
Примерные вопросы для тестирования юных велосипедистов.
1) С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле?
1. С 14 лет
2. С 16 лет
2) В каких случаях велосипедисту разрешается покидать крайнее правое положение на проезжей части?
1. Для объезда
2. Для поворота налево или разворота
3. В обоих случаях
3) В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
1. Не моложе 10 лет
2. Не моложе 14 лет
4) Можно ли велосипедисту повернуть налево с пересечением трамвайных путей?
1. Нельзя
2. Можно, если вблизи нет трамвая
5) По какой полосе можно проехать на велосипеде?
1. По крайней правой полосе
2. Как можно ближе к правому краю проезжей части
6) Имеет ли право велосипедист развернуться, не слезая с велосипеда, на дороге с двумя полосами движения в каждом направлении?
1. Не имеет право
2. Имеет право
7) Велосипедист вытянул правую руку в сторону. Что означает этот сигнал?
1. Поворот направо
2. Поворот налево
8) Велосипедист поднял левую руку вверх. Что означает этот сигнал?
1. Поворот налево
2. Остановка
9) Велосипедист согнул правую руку в локте. Что означает этот сигнал?
1. Поворот направо
2. Поворот налево
10) Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?
1. Не разрешается
2. Разрешается, если это не мешает пешеходам
11) В каком возрасте разрешается езда на мопеде по дорогам общего пользования?
1. С 16 лет
2. С 18 лет
12) Должен ли велосипедист руководствоваться сигналами транспортного светофора?
1. Нет
2. Да
13) Имеет ли право велосипедист ехать по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка?
1. Имеет право
2. Не имеет права
14) Нужно ли при движении на мопеде в дневное время включать фару?
1. Нужно, как на мотоцикле
2. Не нужно
15) Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?
1. Весом более 10 кг
2. Грузы, мешающие управлению или выступающие более, сем на 0,5м по длине и ширине за габариты
16) Разрешается ли перевозка детей на велосипеде?
1. Запрещается
2. Разрешается на специально оборудованном сиденье детей до 7 лет
17) Какое расстояние должно быть между группами велосипедистов при их движении по дорогам?
1. 30 — 50м
2. 80 — 100м
18) Сколько человек может быть в группе велосипедистов?
1. 10 человек
2. 8 — 10 человек
19) Значение слова «велосипед»:
1. Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее 2 колеса и более и приводимое в действие мускульной силой людей, находящихся на нем.
2. Двухколесное транспортное средство без мотора для взрослых и детей.
ОТВЕТЫ к тесту:
1. 1 2. 3 3. 2 4. 1 5. 2 6. 1 7. 2 8. 2 9. 2 10. 1 11. 1 12. 1 13. 2 14. 1 15. 2 16. 2 17. 2 18. 1 19. 1
Рекомендуемая литература:
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.
2. Школьный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения. Методические рекомендации ЦБ «Автоград» Комитета по образованию СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб и Лен. обл.— 2000г.
3. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения.— СПб, 2001г.
4. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения.— СПб, 2001г.
5. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2002г.
6. Журнал «Внешкольник».— № 4, 2002, № 11, 2004
7. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения.— М.: ТЦ Сфера, 2004
8. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова.— М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с.
9. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова.— М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-80 с.
10. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с.
11. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. № 86-ФЗ.)
12. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10–11 кл.: пособие для учащихся / А.Л.Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2008.-142с.